Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933)

Фотопортрет А.В. Луначарского
Биография
Луначарский Анатолий Васильевич родился 11(23) ноября 1875 г. в Полтаве. Образование получил в Первой Киевской гимназии, где был участником общеученического марксистского кружка. Окончив ее в 1895 г., будущий государственный деятель поступил в Цюрихский университет, который не окончил. В этом же году он вступил в РСДРП. В 1895-1898 гг. - путешествовал по Европе.
Вернувшись в Москву, А.В. Луначарский активно включился в революционную работу и вскоре был осужден. В 1899-1904 гг. находился в ссылке сначала в Полтаве, а затем в Калуге, Вологде и Тольме. В этот период он примкнул к большевикам. После завершения срока ссылки А.В. Луначарский эмигрировал в Швейцарию, откуда занимался политической агитацией. В это время он сблизился с В.И. Лениным и А.А. Богдановым, принял участие в III и IV Съездах РСДРП(б), а также Штутгартском и Копенгагенском конгрессах Интернационала.
После революционных событий в Российской империи, в мае 1917 г. А.В. Луначарский вернулся в Петроград. В июне, после антиправительственных выступлений, вызванных неудачами на фронтах Первой мировой войны, он был обвинен Временным правительством в государственной измене и провел две недели в "Крестах". После Октябрьской революции А.В. Луначарский вошел в состав правительства, сформированного II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, в качестве наркома народного просвещения.
Среди направлений его деятельности на этом посту можно выделить реорганизацию библиотечной сферы. В 1919-1920 гг. она перешла в ведение Гланого политико-просветительного комитета во главе с Н.К. Крупской. При А.В. Луначарском проводилась кампания по реквизиции личных библиотечных коллекций у представителей так называемых "бывших". Помимо этого активно проводилась атеистическая пропаганда. При этом он стремился насколько это возможно сохранять историческое и культурное наследие.
Л.Д. Троцкий в своих воспоминаниях отмечал, что А.В. Луначарский "был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами <...> Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров". В феврале 1919 г. отмечалось столетие Петроградского университета. Накануне ходили слухи об объединении университетов в форме присоединения первого университета ко второму (бывшему Психоневрологическому институту). Советская власть использовала эту коммеморацию, чтобы продемонстрировать заботу о культурном и научном наследии страны. С некоторым опозданием на торжественное заседание прибыл А.В. Луначарский. В речи произнесенной профессором В.М. Шимкевичем, звучит надежда на сотрудничество с новой властью. В ответ нарком заявил: "Народ относится с уважением к науке, хранит ее, а равно как и этот университет как ценность <…> И пусть запомнят все, что в этот день представитель рабочего правительства явился, чтобы несмотря ни на какие недоразумения, отвесить нижайший поклон перед университетом", однако подчеркнул, что "из этого не следует, чтобы университет по прежнему оставался чем-то самостоятельным и оторванным от народа. Он должен раскрыться перед массами и приблизиться к ним". Профессора проводили его длительными аплодисментами, предпочтя не заметить последнего пассажа. Тем не менее, уже осенью 1919 г. были арестованы свыше 20 сотрудников университета, а в декабре "Единый Петроградский университет" был переименован в Петроградский университет, в результате чего задача контроля над высшей школой города упростилась. В 1921 г. власть взяла под контроль кадровую политику и систему преподавания в университете. Наркомпрос добился того, что учебные заведения были лишены всяческой автономии уже к 1922 г.
Таким образом, в сфере высшего образования был реализован подход В.И. Ленина, считавшего необходимым установление административного контроля над ней. А.В. Луначарский полагал, что развитие культуры и образования - главное средство для построения коммунизма. При нем была развернута кампания по ликвидации безграмотности, предполагавшая широкое общее образование, дающее представление о достижениях науки и культуры. Завершение НЭПа сопровождалось ужесточением политики в области народного образования. В феврале 1928 г. А.В. Луначарский написал письмо И.В. Сталину, в котором обратил внимание на отрицательное влияние практики исключения из учебных заведений на основании "антисоветского поведения" или социального происхождения родителей. Поддержки в этом он не получил. Прошла волна увольнений педагогов. 20 сентября 1928 г. Наркомпрос предложил всем органам народного образования "немедленно прекратить массовую чистку". Вскоре началась реорганизация ведомства. С критикой выступил И.В. Сталин. А.В. Луначарский и ряд других членов коллегии Наркомпороса подали в отставку. Представители сталинской номенклатуры указывали на неспособность А.В. Луначарского организовать работу наркомата, "административную беспомощность" и богемный образ жизни (он увлекался театром, был автором пьес). В результате нарком был переведен на другую работу - возглавил Ученый комитет при ЦИК СССР. В 1930 г. он стал академиком Академии наук СССР, был директором Института Литературы и языка Комакадемии и ИРЛИ РАН СССР, одним из редакторов Литературной энциклопедии. В сентябре 1933 г. он получил назначение в Испанию в качестве полпреда СССР, однако по пути туда скончался в г. Ментона во Франции 26 декабря 1933 г. Его тело было кремировано, перевезено в Москву и захоронено в Кремлевской стене.
Библиография
Глазков М.Н. А.В. Луначарский: малоизвестные обстоятельства биографии // Культура: теория и практика. 2022. Вып. 3(48) [Электронный ресурс]; Пинчук В.Н. А.В. Луначарский как философ на троне советской номенклатуры // Гуманитарные исследования. 2018. №2(19). С. 33-37; Луначарский А.В., Радек К.Б., Троцкий Л.Д. Силуэты: политические портреты. М.: Политиздат, 1991; Ростовцев Е.А. Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX - начало XX в.) М., 2017.
Составители
Абдулина Б.М.