Казем-Бек (Мирза) Александр Касимович (1802-1870)

Казем-Бек (Мирза) Александр Касимович

Портрет А.К. Казем-Бека работы П.А. Казем-Бек

Биография

Казем-Бек (Мирза) Александр Касимович родился в семье мусульманского богослова и законоведа 22 июня (4 июля) 1802 г. в городе Решт в Персии, получил домашнее образование. В Астрахани, где жил его отец после смещения с должности шейх уль-ислама в Дербенте, познакомился с шотландскими христианскими миссионерами, которым помогал с переводами священных книг на восточные языки. В 1823 г. он принял христианство, что привело к разрыву с родителями.

В 1825 г. А.К. Казем-Бек получил место учителя татарского языка в Омском Азиатском училище. По пути в Омск он заболел и был вынужден остановиться в Казани, где познакомился с К.Ф. Фуксом, который предложил ему должность преподавателя арабского и персидского языков в 1-й Казанской гимназии (1826-1842). Вскоре он выдержал экзамен по восточным языкам и начал службу в Казанском университете сначала в должности лектора (1826-1828), затем заведующего Кафедрой турецко-татарской словесности Философского факультета (1828-1846) в звании адъюнкт-профессора (1831), позже экстраординарного профессора (1836), декана 1-го отделения Философского факультета (1845-1849), заведующего Кафедрой арабской и персидской словесности Философского факультета (1846-1849). В 1831 г. он был утвержден Министерством народного просвещения в степени магистра за сочинение «Взгляд на историю языка и словесности арабской» на персидском языке. А.К. Казем-Бек был избран действительным членом Великобританского Королевского Азиатского общества (1829) и членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук (1835).

В 1849 г. А.К. Казем-Бек с семьей переехал в Санкт-Петербург. Он был сторонником того, чтобы столичный университет стал главным центром изучения ориенталистики. В 1855 г. был учрежден факультет Восточных языков, первым деканом которого был избран А.К. Казем-Бек (1855-1870, с перерывом с 1858 по 1866 гг.), преподавал арабский и персидский языки, историю персидской литературы.

А.К. Казем-Бек – трижды лауреат Демидовской премии. Первой премии он удостоился за второе издание своего труда «Грамматика Турецко-Татарского языка» (1846), второй – за перевод средневекового сочинения «Дербент-наме» на английский языке (1851), а третьей – за «Учебные пособия для временного курса турецкого языка в Императорской Военной Академии» (1854). «За усердие в образовании студентов Санкт-Петербургского университета из кавказских воспитанников» ему было объявлено монаршее благоволение. В 1851 г. «За отлично-усердное и успешное выполнение возложенных на него сверх должности поручений» А.К. Казем-Бек награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1852 г. «За отличие» произведён в действительные статские советники, а в 1855 г. ему было Высочайше разрешено принять и носить пожалованный Персидским шахом орден Льва и Солнца 1-й степени.

А.К. Казем-Бек был избран председателем распорядительной комиссии по организации празднования 50-летия Санкт-Петербургского университета, благодаря его ходатайству была достигнута договоренность о проведении торжества в зале Дворянского собрания. На юбилейном заседании 8 февраля 1869 г. А.К. Казем-Бек был избран почетным доктором восточной словесности. В издании «Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования», подготовленном профессором В.В. Григорьевым о А.К. Казем-Беке говорится как об одной «из замечательнейших в настоящее время личностей, не только у нас, но и в целой Азии и целой Европе – азиатец, с глубоким Мусульманским образованием соединяющий основательное знакомство с ученостью Европейской, владеющий одинаково как Арабским, Персидским и Турецким, так Английским, Французским и Русским языками, и на всех шести языках писавший и печатавший. К довершению необыкновенных качеств, соединяющихся в этой личности – говорим о мирзе Александре Касимовиче Казем-Беке – он еще и христианин Пресвитерианского исповедания: история обращения его из Мусульманства в Христианство, и преследований которым подвергся он от прежних единоверцев – одна из самых трогательных, поучительных и замечательных в психологическом отношении – свидетельствует о необыкновенной твердости и благородстве его, вместе с тем, нежной и добрейшей души».

Скончался А.К. Казем-Бек 27 ноября (9 декабря) 1870 г. в Санкт-Петербурге.

Библиография

Шагинян А.К. Казем-Бек (Мирза) Александр Касимович // Биографика СПбГУ [Электронный ресурс]; Григорьев В.В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870. С. 256; Академик Бартольд В.В. Обзор деятельности факультета восточных языков. Сочинения: В 9-ти томах. Т. IX. Изд-во: «Наука». М., 1977; Материалы для истории Факультета восточных языков. Т. 1 (1851–1864 гг.). СПб., 1905; Т. 2 (1865–1901 гг.). СПб., 1906; Гусейнов Г.Н. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. Баку, 1949; Пылёв А.И. Вклад Мирзы Александра Казем-Бека в исследование и преподавание тюркских языков в России // Материалы международной научной конференции «Мирза Казем-Бек-200». 11-12 июня 2003 г. Баку, 2003; Русский Архив, 1893. № 10-12; 1894, № 1-2.

Составители

Абдулина Б.М.

Коммеморации